Тосты и поздравления — С Днем Св. Ирины

История и традиции праздника День Святой Ирины

Ирина (греческое имя Αγία Ειρήνη) — имя ряда святых, мучениц христианской церкви:

1.     Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские (Фессалоникские) — одна из трех сестер, святая мученица, которая пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена «в блудилищный дом», но никто не смел к ней прикоснуться; тогда 1 апреля 304 года она была пронзена стрелами, а её сестёр Агапию и Хионию сожгли на костре. Память её празднуется 16 апреля (по юлианскому календарю).

2.     Ирина Египетская — мученица III века, была усечена мечом около 270—272 гг. вместе с мученицей Софией Египетской. Память совершается 18 сентября (по юлианскому календарю).

3.     Ирина Македонская — великомученица, ученица Тимофея, сотрудника апостола Павла, родом из Иллирика, претерпела страдания во время гонений Домициана или Траяна. Память совершается 5 мая (по юлианскому календарю).

4.     Ирина Римская — (ум. ок. 288) — жена Святого Кастула, персонаж жития св. Себастьяна.

5.     Ирина — императрица Византии (VIII век).

6.     Ирина императрица Византии (XII век).

7.     Ирина Каппадокийская (ум. 921) — игуменья константинопольского монастыря Хрисоваланду, память 28 июля (по юлианскому календарю).

8.     Ирина Томарская (635—653) — святая Римско-Католической церкви, мученица.


Ирина Хрисовалантская, Каппадокийская

Ирина Хрисовалантская, Каппадокийская - (греч. Εἰρήνη ἡ Χρυσοβαλάντου; сер. IX — сер. X в.), игумения Хрисовалантского монастыря, преподобная Память 28 июля (Греч., Укр., РПЦЗ, ПЦА).

Жила в Каппадокии в богатой и благородной семье, в период после смерти императора-иконоборца Феофила. Когда приняла регентство императрица Феодора, она начала по всей империи поиски супруги для своего сына, императора Михаила III. Императорские посланники, отметив красоту и благородный нрав Ирины, отправили её в Константинополь вместе со старшей сестрой Каллиникой, которая впоследствии стала женой кесаря Варды, брата Феодоры. По дороге в Константинополь они проходили мимо горы Олимп в Вифинии, где Ирина посетила преподобного Иоанникия Великого, который приветствовал её, говоря, что ей суждено стать игуменьей Хрисовалантского монастыря. Ирина удивилась, что старец говорил ей об обители, о которой она прежде ничего не слышала.

Божественное провидение оградило её от брака с императором, и Ирина, исполненная радости и чувства облегчения, раздала своё имущество и приняла постриг в Хрисовалантской обители, которая располагалась на подветренной стороне города, вдали от шума площадей. Впоследствии она никогда не покидала обитель, пренебрегая даже приглашениями во дворец.

Имея лишь один хитон на целый год, питаясь только хлебом и водой, с готовностью и радостью она подчинялась всем предписаниям без протестов и жалоб. Благочестивое умиление непрестанно наполняло её сердце, заставляя лицо светиться. Она была подобна плодородной земле, приносящей богатые плоды святых добродетелей. Сёстры были для неё наравне с царицами, в то время как себя она считала лишь простой служанкой, бравшейся за самую тяжелую работу, чтобы им услужить. Из её уст можно было услышать лишь слова Священного Писания и Святых Отцов, которых она читала без устали.

Проведя в монастыре менее года и ознакомившись с житием преподобного Арсения, который от заката до восхода предавался молитве, святая Ирина решила подражать ему. И постепенно с помощью Божьей благодати она стала молиться, стоя с распростёртыми к небу руками на протяжении всего дня и ночи, чтобы полностью подчинить тело своей стремящейся к Богу душе, так что дьявол никакими ухищрениями не мог пленить её. Когда он навеивал ей воспоминания о её былой славной и богатой жизни, святая Ирина исповедовала эти помыслы игуменье, удваивала свою аскезу, и помыслы незамедлительно оставляли её.

Молва о ней распространилась среди ее родственников и среди жен и дочерей членов синклита; многие знатные девушки под влиянием Ирины изменили свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

На смертном одре настоятельница монастыря назначила Ирину преемницей. Зная, что святая по своему смирению вряд ли согласится принять руководство обителью, инокини решили отправиться к патриарху Константинопольскому Мефодию I, чтобы просить его назначить им игумению. Патриарх Мефодий, чудесным образом прозрев волю усопшей настоятельницы, рукоположил Ирину во диакониссу и утвердил ее назначение игуменией.

Вспомнив пророчество преподобного Иоанникия, она сочла своим долгом «сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1). Она продолжила свою равноангельную жизнь, увеличивая продолжительность постов, молясь денно и нощно, непрестанно каясь. Этим она привлекла к себе Божественную благодать и обрела такую мудрость, что смогла множество душ направить на путь спасения. Она просила сестёр не считать её выше себя, но сомонашествующей и служащей им.

С мягкостью и терпением Ирина советовала им во всех делах быть руководимыми духом Евангелия, отрекаясь от напрасных соблазнов славы и уважения со стороны людей. А чтобы этот отказ не был поверхностным, они должны были хранить чистоту и кротость — добродетели, превосходящие человеческую природу, которые Христос дарует всем молящимся Ему с верой. Что бы её сестры ни обретали, она учила их считать это даром Божьим и не прекращать с умилением благодарить Его. Кроме того, она запрещала им молиться о своём здоровье, говоря, что нет ничего более полезного для души, чем болезнь, принятая с благодарностью. Получив от ангела Божия дар предвидения, преподобная Ирина стала словно пророком в своем монастыре. Во время кратковременного отдыха после утрени она по очереди звала сестер и с искусностью и мудростью помогала им предстоять перед Богом чистыми и нелицемерными, открывая им их самые сокровенные помыслы.

Вскоре святая Ирина стала известна по всему Константинополю своими добродетелями и мудростью, с которой она руководила обителью, и все люди, богатые и бедные, взрослые и дети, приходили к ней за советом в надежде на её молитвы. Всех она учила пользе покаяния, которое всякий раз помогает получить благосклонность Бога.

Поддерживаемая Божественной благодатью, преподобная Ирина не прекращала преуспевать в аскезе и сердечной молитве. В течение Великого поста до Пасхи она не ела хлеб, а лишь немного овощей один раз в неделю. Её ночное бодрствование стало для неё таким же естественным, как для других сон. Она проводила ночи с поднятыми к небу руками, погружённая в Божественное созерцание. Порой она проводила в молитве два дня подряд, иногда и целую неделю, так что сёстрам приходилось помогать ей опустить её онемевшие руки.

Однажды ночью одна из монахинь, выйдя во двор, наблюдала преподобную Ирину, молящуюся и чудесным образом парящую над землёй. Два огромных кипариса, возвышающиеся во дворе, склонили свои кроны к земле. Они вернулись в прежнее положение, лишь когда преподобная осенила их крестным знамением. Эта ночная молитва нагоняла огромный страх на демонов, удваивавших свои нападки в ночное время.

Однажды один из бесов опрокинул на преподобную зажжённую лампаду. Её одежда оказалась охвачена пламенем. Тем не менее, она стояла без движения и так бы и сгорела полностью, если бы одна из монахинь, проснувшись от запаха гари, не вошла в келью игуменьи. Она увидела преподобную окутанную дымом и пламенем, но невозмутимо продолжавшую свою молитву. Когда монахиня стала толкать её, пытаясь погасить пламя, преподобная Ирина опустила руки и осуждающе сказала ей: «Зачем ты лишаешь меня такого великого удовольствия своим резким вмешательством? Ангел стоял передо мной и плёл мне венец из неувядаемых цветов, которых не видели глаза людские, и готов был уже дать мне его, когда ты вошла и прогнала его». И когда её ученица сняла с её тела остатки одежды, чудесное благоухание наполнило монастырь.

В другой раз в обитель прибыл моряк с острова Патмос и дал преподобной три потрясающих яблока, которые ему велел ей передать святой апостол Иоанн. Первое яблоко питало её в течение сорока дней, при этом из уст преподобной доносился чудесный аромат. Второе яблоко она разделила в Великий Четверг со своими сестрами, а третье хранила как реликвию, часть нетленных райских благ.

Благодаря пророческому дару преподобная Ирина совершила ряд чудес. В частности, она предвидела убийство кесаря Варды, которое последовало вскоре после убийства Михаила III, а также захват власти Василием I Македонянином. С помощью святителя Василия Великого и великомученицы Анастасии Узорешительницы святая Ирина исцеляла одержимых бесами. Она спасла своего родственника, которого император хотел казнить как предателя, появившись перед императором блистающей во славе. Император Василий осознал свою ошибку, попросил прощения и с тех пор оказывал монастырю свою благосклонность.

Святая пребывала в постоянном сокрушении о своих грехах и стяжала дар обильных слез. Чтобы не привлекать внимания, святая попросила сделать в полу храма небольшое углубление с крышкой. Во время службы она наклонялась к этому углублению, закрывала лицо ладонями, чтобы никто не видел ее слез, и проводила в таком положении всю службу, так что иногда поток слез начинал переполнять выемку. Углубление в полу храма, как сообщает автор Жития, могли видеть и его современники.

Преподобная Ирина достигла возраста 103 лет, сохраняя свежесть и красоту — видимые знаки её духовного величия. Ангел-хранитель за год сообщил ей время её кончины. Когда наступил назначенный день, она собрала сестёр, назначила игуменью, которую избрал сам Господь. Повелев сёстрам презирать всё временное, чтобы быть рядом со своим любимым Женихом, преподобная мирно закрыла глаза и предала свой дух в руки Божьи. Преподобная была похоронена в часовне святого мученика Феодора. Её могила непрерывно источала райское благоухание, открывая всем славу, которой она удостоилась от Бога.


Кто такая святая Ирина?

Проживала Ирина в I-II веке в Македонии. При рождении получила имя Пенелопа, росла в знатной семье язычников. Отец выстроил для нее отдельный дворец, нанял для получения образования воспитательницу и наставника Апелиана, который был тайным христианином.

Девушка прониклась верой Христовой, приняла Крещение и получила при обряде имя Ирина. Подвергаясь мучениям от язычников, каждый раз она выходила невредимой – Ирину кидали в ров со змеями и под копыта диких лошадей, пилили железной пилой. Святая прославилась многочисленными исцелениями больных и воскрешением умершего юноши.


Биография


Вначале «Житие» описывает события, которые произошли непосредственно перед Торжеством Православия. Так, оно сообщает о смерти императора Феофила, начале регентства его жены, императрицы святой Феодоры, Константинопольском Поместном соборе и осуждении иконоборчества как ереси. Описывая дальнейшие мольбы императрицы о прощении своего мужа и её просьбу к святым отцам, участникам собора, составить список с именами всех иконоборцев, «Житие» сообщает далее, что список был положен на алтарь в храме Святой Софии. После этого последовали мольбы святых отцов о спасении души императора, длившиеся несколько дней, после чего список был вскрыт, и среди имён еретиков имени Феофила уже не было.


Смотр невест


Затем императрица решилась на женитьбу своего сына императора Михаила III. Знатные семьи империи, в которых были красивые и благочестивые девушки, получили письма от Феодоры с приглашением на смотр невест в Константинополь. В столицу отправилась и Ирина вместе со своей старшей сестрой Каллиникой (обе девушки принадлежали к знатному каппадокийскому роду). Последняя затем, как сообщает агиограф, стала супругой кесаря Варды, дяди императора Михаила по матери.

Путь сестёр пролегал мимо горы Олимп Вифинский. Здесь жил преподобный Иоанникий Великий, которому приписывали дар быть видимым лишь достойным. Ирина пожелала увидеть Иоанникия и поднялась на гору с сопровождающими. При приветствии преподобный назвал Ирину по имени, рассказав, что она необходима Хрисовалантскому монастырю. Девушка, не слышавшая прежде об этой обители, удивилась рассказу святого.

Приход в Константинополь сопровождался встречей со знатными родственниками, в том числе и приближёнными императора (членами синклита, патрикиями и прочими). После вести о том, что император избрал уже супругу, многие знатные и состоятельные люди обратили своё внимание на Ирину. Однако девушка, обрадованная известием, пришла к убеждению уйти в монастырь и стала искать обитель в столице.


Уход в монастырь


Вспомнив встречу с Иоанникием, Ирина приняла постриг в Хрисовалантском монастыре. Своё имущество она разделила между бедняками, больными и монастырём (её рабыни с дарами были отпущены на свободу). С тех пор преподобная, не обращавшая внимания даже на приглашения к императору, навсегда осталась в монастыре.

Согласно «Житию», Ирина, взяв за основу смирение и послушание, выполняла самую тяжёлую монастырскую работу, обращая на себя внимание игуменьи и сестёр. В рацион будущей игуменьи, имевшей из одежды лишь одну рубашку и одну рясу, входили лишь хлеб, вода и овощи. В круг её чтения, кроме Священного Писания, входили произведения святых отцов и жития подвижников, изучаемые с прилежанием. Так, прочитав «Житие преподобного Арсения Великого», Ирина узнала о его обыкновении вставать на закате лицом к востоку, стоять с поднятыми руками до утра и молиться (т. н. подвиг стояния, распространённый в среде византийского монашества). Взяв благословение у игуменьи (лишь она и знала о будущем подвижничестве), преподобная стала делать так же и вскоре могла, согласно агиографу, уже дни и ночи стоять в таком положении: иногда даже неделю. Если подвиг стояния длился долго, то без посторонней помощи для того, чтобы опустить руки, ей было не обойтись. Этот процесс сопровождался, по утверждению агиографа, страшным треском.

Через три года, как рассказывает «Житие», Ирина подверглась искушению бесов. Последние, напоминая о её знатности, искушали её богатством и мирскими наслаждениями и наводили страх во время стояний ночью. Ирина обратилась с мольбой о заступничестве к Спасителю, Пресвятой Богородице и архангелам Михаилу и Гавриилу, после чего бесы ушли.

Со временем об Ирине стало известно её родственникам и даже жёнам и дочерям членов синклита, в результате чего многие девушки знатного происхождения стали жить согласно заповедям Божиим.


Игуменья


Затем умерла игуменья, которая в качестве преемницы избрала именно Ирину. Исходя из опасений, что смирение святой не позволит ей принять должность, насельницы монастыря обратились за помощью к святому Мефодию I, патриарху Константинопольскому. Согласно «Житию», к патриарху снизошло прозрение о воле игуменьи, и он рукоположил Ирину в диакониссы, назначив при этом же игуменьей.

Как сообщает агиограф, для лучшего исполнения обязанностей Ирина обратилась к Богу с мольбой научить её «читать в сердцах и душах людей». Однажды она увидела ангела, который всюду следовал за ней и помогал увидеть тайные помыслы инокинь. «Житие» рассказывает, как во время нощного бдения бесы сделали так, что её одежды воспламенились. Одна из инокинь, почувствовав запах и подумав о пожаре, вошла в келью Ирины и увидела её стоящей неподвижно и молящейся, несмотря на пламя. Потушив пламя, сестра в ответ получила укор от игуменьи, которая рассказала, что ангел хотел возложить на неё венец. Несмотря на повреждения, тлеющая одежда Ирины благоухала.

Святая часто своим опытом помогала сёстрам в деле спасения. Став игуменьей, Ирина перешла к более трудному подвижничеству. Так, в круг её подвигов вошли недельное стояние, строгое воздержание в пище и питье, моления с большим сокрушением. Перейдя на общение лишь с насельницами своего монастыря, она никогда последний не покидала. Её настроение, как оно отражено в тексте «Жития», Соколов И. И. охарактеризовал как «непрерывно проникнутое религиозным экстазом»; она обладала даром пророчества и парения в воздухе наряду с изгнанием бесов.

Сестра Ирины, получив от неё предупреждение о будущем убийстве её мужа Варды и императора Михаила III, передала слова мужу, который не поверил ей и вскоре был убит вместе с императором. Трон занял Василий I Македонянин.

Подвижница и хорошая руководительница, Ирина своей известностью привлекала в монастырь новых постриженниц. Вскоре одна из девушек, происходившая из знатного каппадокийского рода, ушла в Хрисовалантский монастырь. Юноша, который сватался к ней, был огорчён и призвал на помощь колдуна, чтобы вернуть возлюбленную с помощью магии. Девушка же, помимо возникшей страсти к юноше, стала испытывать желание самоубийства и выкрикивать имя молодого человека. Ирина обратилась тогда с просьбой ко всем инокиням соблюдать строгий пост и молиться об исцелении одержимой. Когда наступил третий день, игуменья испытала видение Василия Великого, также каппадокийца, который дал указание отвести девушку во Влахернский храм Божией Матери. После выполнения повелений святого Ирина увидела сон, в котором Богоматерь призывает великомученицу Анастасию Узорешительницу и даёт указание ей и святому Василию выяснить, что привело к одержимости. Затем во время одной из молитв в Хрисовалантском монастыре появившиеся в воздухе великомученица и святой передали в руки игуменьи узел с магическими предметами. После сожжения последних одержимость пропала.

Согласно «Житию», постоянное сокрушение Ирины о своих грехах принесло ей «дар обильных слёз». Из-за её нежелания, чтобы это видели люди, и по её просьбе в полу храма сделали небольшое углубление, снабжённое крышкой. Когда начиналась служба, Ирина, наклонившись к ямке и укрывшись от посторонних взглядов ладонями, плакала до окончания богослужения; иногда это приводило к переполнению углубления слезами. Агиограф пишет, что даже его современники могли ещё видеть это углубление в храме.

Однажды юноша по имени Николай, занимавшийся уходом за виноградником, испытал страсть к одной из инокинь, и одной ночью, испытав помутнение разума, он стал «метаться по земле с пеной у рта». Наутро к Ирине пришло прозрение о причине столь странного поведения юноши, и она отправила его в храм великомученицы Анастасии. Однако и многодневное нахождение в этом храме не дало покоя Николаю. После того как игуменья испытала недоумение по этому поводу, она увидела сон, в котором великомученица дала знать, что долг Ирины — самой исцелить Николая. Юношу, приведя в монастырь, привязали к колонне храма. Из опасений, что после исцеления все узнают о её даре, Ирина пришла к решению совершать ежедневные молитвы вместе со всеми инокинями для постепенного исцеления Николая. Во время одной из Божественных литургий юноша, разорвав оковы, бросился к священнику, и святая в ответ наложила на Николая запрет двигаться, одновременно приказав бесу оставить одержимого. Николай затем получил от неё повеление сообщать об исцелении как совершённом Богом предстательством архангелов Михаила и Гавриила.

Согласно «Житию», Ирина однажды поднялась над землёю, и два кипариса преклонились перед ней. Затем святая осенила их крестным знамением, чтобы они распрямились. Однако одна из инокинь, свидетельница чуда, успела закрепить на их верхушках шёлковые платки. Это привело к тому, что о чуде узнали остальные насельницы монастыря.

Агиограф также сообщает, что во время одной из ночных молитв некий голос предупредил Ирину о будущем необычном визите. Утром монастырь посетил капитан одного из кораблей. Его рассказ свёлся к следующему: около острова Патмос его корабль был остановлен неким старцем[Комм 4], который вёл разговор с берега необитаемой части острова. Несмотря на резкие порывы ветра, которые мешали кораблю причалить, последний остановился по повелению старца, который, придя по волнам, отдал в руки капитана три яблока для патриарха Константинопольского святого Игнатия и ещё три для Ирины. Эти яблоки, согласно словам старца, были из рая. Однажды, окончив недельный пост, святая после вкушения яблока 40 дней не ела и не пила. Второе яблоко было разделено игуменьей между инокинями в Страстной четверг, после евхаристии. Третье яблока Ирина оставила в сохранности.

Согласно «Житию», ложный донос привёл к аресту одного из членов рода Ирины, и чтобы спасти его, близкие обратились к игуменье. Во время ночного видения императору святая, назвав себя, приказала освободить родственника, иначе императору грозила смерть. Последний, приняв случившееся за колдовство, устроил допрос заключённого, который сообщил, что знает Ирину и где её найти. От имени императора в Хрисовалантский монастырь были посланы его слуги, которые услышали от святой, «от лица которой исходил луч света», всё то же, что и в видении слышал император. Также одним из слуг был написан её портрет, по которому император опознал женщину из видения. Результатом стало освобождение узника и письмо Ирине с извинениями.


Смерть


Согласно агиографу, однажды во время престольного праздника соборного храма Ирина по предсказанию поняла, что в следующем году станет последний раз участвовать в этом событии. Когда прошёл год, она отказалась от пищи, кроме райского яблока. С наступлением третьего дня, 28 июля, Ирина назначила преемницей монахиню Марию и приступила к продолжительной молитве, после которой умерла. О её смерти быстро узнал весь город, и в монастырь стеклись толпы народа, в том числе жёны и дочери членов синклита, чтобы прикоснуться к её мощам. Агиограф утверждает, что на момент смерти Ирине было 97 лет и что на могиле святой впоследствии стали совершаться чудеса. Эта могила, размещённая в часовне главного храма, находилась в почитании у многих, особенно у тех, кто искал защиты от клеветы.


Житие

Единственный источник, откуда можно почерпнуть данные о жизни преподобной, это её житие. Автор данного памятника, оригинал которого не сохранился, неизвестен. Шведский византинист Я. У. Розенквист датирует создание оригинала последними двумя десятилетиями X века. Текст «Жития» известен по семи сохранившимся рукописям, относимым к XIII—XVII векам. Опубликован текст «Жития» был, в частности, в Acta Sanctorum под названием «Vita s. Irenis hegumenae virginis Constantinopoli in Chrysobolanto, auctore anonym».

На непоследовательность хронологии «Жития» указывает ряд несоответствий. Например, император Михаил III, родившийся в 840 году, сочетался браком с Евдокией Декаполитиссой в 855 году. Таким образом, в момент прибытия в Константинополь Ирина должна была быть подростком. В то же время агиограф сообщает о её встрече, следовавшей на смотр невест императора, с преподобным Иоанникием Великим, который умер в 846 году, когда императору было лишь шесть лет; также по некоторым данным можно судить о её избрании настоятельницей в период между 843 и 847 годами. К тому же, смотр невест состоялся на 10 лет позже.

Подобные хронологические несоответствия стали причиной того, что время жизни Ирины установить крайне сложно. Согласно одной из версий, время её жизни относится к 840—940 годам. В то же время Розенквист приводил датировку 830—930 годы. Русский византинист И. И. Соколов относит её смерть к середине IX века. Некоторые исследователи считают, что эти хронологические проблемы бросают тень сомнения на историчность Ирины.

Согласно предположению Розенквисту, не располагавшему прочными доказательствами, в качестве агиографа-анонима мог выступить кто-либо из членов рода Гумер (Губер), приходившихся константинопольскими родственниками Ирине. Он же предположил, что, возможно, автором могла быть женщина: в частности, основательница или игуменья Хрисовалантского монастыря. Кроме этого, хронологическая непоследовательность свидетельствует в пользу написания «Жития» намного позже описываемых событий и говорит о незнании автором реалий середины IX века. По мнению некоторых исследователей, последнее было неизбежно в случае, если Ирина действительно дожила до 97 лет. Датировать памятник более точно помог комментарий в «Житии» о пятом поколении династии Василия I, что дало повод отнести его создание ко времени правления Василия II, то есть к 976—1025 годам.

«Житие» Ирины используется как ценный источник о роли магии в Византии середины IX — середины X века и о Хрисовалантском монастыре, а также о состоянии монашества в Византии вообще. Так, Житие рассказывает в отличие от прочих источников о церкви Чиноначальников в монастыре. Также оно сообщает о размещении монастыря в «живописном, удалённом от многолюдных кварталов месте». Согласно тексту, монастырь первоначально был мужским; к его упадку и опустению привела политика преследования монашествующих во время иконоборчества. Перед описываемыми событиями он был восстановлен как женский. Ирина, приведшая монастырь к процветанию, может быть, по мнению И. И. Соколова, «прекрасным примером того, какой славой монашество пользовалось в византийском обществе рассматриваемого времени». По мнению А. П. Каждана, «Житие» служит доказательством большого влияния каппадокийских знатных родов в Византии середины IX века.


Коли день ангела Ірини

За православним (церковним) календарем, день Ірини відзначається 14 разів на рік в такі дати:

Іменини у січні
•    12 січня Ірина та Феодосія, мучениці

Іменини у лютому
•    26 лютого Ірина Хвостова, преподобномучениця, послушниця

Іменини у березні
•    7 березня Ірина Смирнова, мучениця

Іменини у квітні
•    29 квітня Ірина Корінфська, мучениця
•    Ірина Аквілейська, мучениця

Іменини у травні
•    18 травня Ірина Македонська, великомучениця
•    26 травня Ірина Константинопольська, свята

Іменини у червні
•    23 червня Ірина Муромська, княгиня, дружина святого Костянтина Муромського

Іменини у липні
•    6 липня Ірина Муромська, княгиня, дружина святого Костянтина Муромського

Іменини у серпні
•    10 серпня Ірина Капподакійська, преподобна
•    17 серпня Мучениця Ірина
•    22 серпня Ірина Афінянка, цариця

Іменини у вересні
•    30 вересня Ірина Фролова, преподобномучениця

Іменини у жовтні
•    1 жовтня Ірина Єгипетська, мучениця